Как избежать ошибок при идентификации пациента


Алгоритм идентификации пациента оформляется как официальный внутренний документ и обязателен к применению для всего медперсонала. 

Каждый медицинский работник должен помнить о том, что перед проведением любых медицинских манипуляций, будь то обычная лекарственная терапия либо проведение операции, необходимо проводить идентификацию пациента.


В список процедур, перед которыми обязательно установление личности пациента, можно включить взятие любого биоматериала для анализа, переливание крови и любые методы исследования, которые проводятся с помощью медицинских инструментов. 

Также это касается и простых случаев, когда пациента нужно перевести в другую палату, предоставить специальное питание, соответствующее прописанной врачом диете, либо же перед тем, как принести младенца на кормление матери.


Чек-лист идентификации личности пациента при переливании крови


Оформление ИДС - это все еще обязательный пункт, за исполнением которого следит Росздравнадзор. Чтобы не теряться и не заполнять множество полей в соглашении, лучше загрузить в МИС. Так программа самостоятельно заполнит поля, распечатает ИДС и Вам потребуется только подпись пациента.


ИДС на медицинское вмешательство


Такая, казалось бы, простая процедура, как идентификация, может повлечь за собой серьезные последствия, поэтому так важно четко следовать созданному алгоритму и не допускать ошибок при идентификации пациента. Для этого будет недостаточно просто использовать надписи на кровати либо медоборудовании. Использование таких пометок непродуктивно, так как любой медработник может забыть сделать запись. 


Точную информацию необходимо искать в медкарте больного, листе назначений, надписях на флаконах с лекарствами и др. Также необходимо запретить сотрудникам заранее маркировать емкости для исследований. Это нужно делать непосредственно в присутствии пациента.


Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности по требованию Росздравнадзора включает в себя и определение личности пациентов. Положение об идентификации пациентов, утвержденное приказом главного врача, в обязательном порядке должно присутствовать в медицинской организации. 


Система идентификации должна учитывать специфику разных групп пациентов, для каждой из них необходимо разработать свой алгоритм идентификации.


Внедрите идентификацию в медорганизацию посредством приказа. Образец приказа прилагается.


Приказ о внедрении процесса идентификации пациентов


Случаи с высоким риском ошибочной идентификации личности пациента


К сожалению, часто ошибки совершаются медработниками по причине простой невнимательности. Рассмотрим это на следующих примерах:


Пациент находится в ясном сознании, но в отделении есть его однофамильцы. В этом случае медперсонал часто допускает ошибку, просто спросив у пациента его фамилию. Для точного установления личности необходимо узнать, как минимум, два индивидуальных признака (фамилия-имя, фамилия-дата рождения). Номер палаты, надписи на кроватях тоже не должны быть ориентиром, т.к. эту информацию иногда забывают заменить в процессе перемещения пациента.


Кроме того, пациент может плохо расслышать вопрос, но кивнуть из вежливости, а врач примет его кивок за согласие. Поэтому вопрос к пациенту должен быть открытым – медработник должен быть уверен, что пациент правильно расслышал вопрос, для этого важно, чтобы он сам озвучил свои данные. 


Важно!

Идентификация личности пациента без диалога с ним недопустима. С одной стороны, при перемещении пациента нужные надписи и пометки могут отсутствовать, с другой стороны, пациент расценит отсутствие коммуникации как пренебрежение, что может привести к конфликту.


Пациент спит. Ни в коем случае нельзя проводить манипуляции со спящим пациентом, не произведя перед этим идентификацию его личности. Такие действия могут нанести вред, потому пациента следует разбудить для уточнения информации о его здоровье.


Пациентом является ребенок. Если родители сопровождают ребенка в стационаре, то проблем возникнуть не должно. Браслет с идентификационными данными также решает проблему, когда ребенок находится в отдельной палате. Кроме того, имея дело с подростками, вы должны иметь в виду, что они могут воспринять опрос врача как игру.


У пациента ослаблен слух. Чтобы идентифицировать личность пациента, который плохо слышит, следует задавать вопросы, требующие развернутого ответа, потому как вопросы, подразумевающие односложный ответ могут быть неверно истолкованы пациентом и привести к недопониманию, либо же вопросы следует написать. Информация о нарушении слуха у пациента должна быть отображена в его листе назначений.


Алгоритм идентификации пациента


Приведем базовый алгоритм идентификации пациента, который стоит знать самим пациентам. Он включает следующие пункты:

  • Осуществлению определенных лечебно-диагностических мероприятий предшествует идентификация личности пациента. К таким процедурам относят: кормление новорожденного, взятие материала на исследование, переливание крови и ее компонентов, инъекции, пункции, перевязку, операцию.

  • В начале процедуры младший медицинский персонал должен уточнить у больного персональные данные, чтобы сопоставить их (либо номер на браслете) с информацией в листе назначения или других документах.

  • Следите за тем, чтобы на флаконе или шприце для инфузионного введения лекарственного средства имелась наклейка с персональными данными пациента (ФИО и дата рождения) и датой приготовления препарата.

  • Маркировка емкостей при заборе анализов должна производиться медработником в присутствии пациента.

Данный алгоритм стоит распечатать и держать на стойке регистрации.


Инструкция по идентификации пациентов



Подключитесь к современной МИС Дента

Мы подарим Вам 10 дней бесплатного демо-доступа к программе!

Наш менеджер подберет для вас оптимальный план внедрения. 

Никаких обязательств, презентация и обучение входят в бесплатный период.